Читайте свежий номер журнала "Дуслык"

Сайт Религиозного Управления Независимых Мусульманских Общин  Украины "Киевский Муфтият"

 

Намаз на 21.09.17 [Киев]

Название
Время
Фаджр
Зухр
Аср 03:00
Магриб 03:00
Иша 03:00
На завтра
Имянаречение

По сложившейся традиции обряд наречения именем проводят, как правило, дома. Поздравления близких и родственников, щедрый стол, чтение молитв… Но сердцевиной всего действа считается момент, когда мулла читает над ребенком особые молитвенные формулы - азан и икамат, а затем трижды шепчет малышу в ухо выбранное для него имя. Вот почему иногда обряд имянаречения так и называют балага азан кычкыру – «азан над ребенком». Каждый, кто сызмальства воспитывался в традициях Ислама не может слушать этот первый азан в жизни маленького человечка без какого-то внутреннего волнения и особого благоговения.

В годы советского атеизма мы даже не задумывались, над смыслом этого обряда? Что азан, что ясин – все это было для многих из нас набором почитаемых, но не понятных слов, некими заклинаниями, окутанными ореолом таинственности. Мы просто проводили привычные для нас обряды, зная, что так нужно. Но почему это так необходимо? В чем смысл этих обрядов? – мы не спрашивали. Да и спрашивать было не у кого.

С тех пор по историческим меркам прошло немного времени. Однако изменилось очень многое. Теперь мы знаем, что ясин – это не какая-то молитва, а 36-ая глава Корана – «сердце Корана». Сегодня каждый деревенский дошкольник помнит, что услышав азан надо звать своего полу глухого бабая на намаз в мечеть, ибо азан – это не набор мелодичных слов, а призыв на коллективную молитву. А тот, кому посчастливилось проучиться хотя бы год в воскресной школе, теперь может указать на четкую грань между азаном и икаматом. «Азан, – скажет он, – это призыв на начало намаза, а икамат – на его обязательную часть».

С тех пор верующие стали куда требовательнее к тому, как мулла исполняет свои обязанности. Если раньше после молитвы сразу же приступали к праздничному угощению, то сегодня приходится отвечать на бесконечные вопросы. Раньше само чтение арабских молитв воспринималось как что-то сверхъестественное, а если они еще читались не в транскрипции, а в оригинальном начертании, то такой человек в глазах окружающих становился вообще то ли волшебником, то ли святым. Сегодня же люди требуют объяснить смысл этих самых молитв, да еще и поправляют, если скажешь что-то не так. Не жизнь, а просто наказание!

И вот муллу спрашивают: почему во время обряда наречения именем произносятся азан и икамат, но никакой канонической молитвы, т.е. намаза, не читается? После такого вопроса уже не до угощения, лишь бы не опозориться. И все же, в чем смысл этого обряда?

Ответ на этот вопрос не следует искать в самом обряде. Его там просто нет. Однако это не значит, что азан и икамат произносятся над ребенком просто как некие молитвенные формулы. Нет, они озвучиваются по своему прямому назначению, т.е. именно как призыв на намаз, причем намаз обязательный (фарз). Однако как мы помним, над ребенком намаз не читается. Парадокс!

Для того чтобы разрешить это противоречие, следует обратиться не к началу, а к концу жизни человека, не к его рождению, но к его смерти. Когда малыш, которому во время имянаречения желают долгих и долгих лет жизни, пройдет весь свой жизненный путь, когда люди соберутся проводить его в последний путь, тогда и раскроется загадка из его детства, тайна, которую он пронес через всю свою жизнь. Как мы знаем, над умершим человеком мусульмане читают похоронный (джаназа) намаз. По своему религиозному значению это обязательный (фарз) намаз. Однако перед ним не произносятся ни азан, ни икамат, как того требуют каноны в отношении всех обязательных молитв.

Это все объясняет: азан и икамат над новорожденным – это не призыв в никуда, это призыв на его похоронную молитву, на его джаназа-намаз. Другими словами, имянаречение – это лишь начало обряда, смысл которого раскрывается в конце жизни человека, раскрывается всей жизнью человека. Можно сказать иначе: вся наша жизнь – это лишь один единственный обряд, точнее подготовка к нему; это мгновение между призывом на молитву и самой молитвой, между рождением и встречей со своим Создателем. Вся наша жизнь – это всего лишь путь к Богу. Так давайте пройдем этот короткий путь достойно!